Голоса палачей
П'ятниця, 13 Жовтень 2017 19:06
80 лет назад, летом 1937 года, тысячи сотрудников НКВД, возглавляемого Николаем Ежовым, получили директиву начать кампанию по выявлению, аресту и уничтожению "контрреволюционных элементов". 16 июля состоялось совещание Ежова с начальниками областных управлений НКВД для обсуждения предстоящей операции. Участник совещания, начальник УНКВД по Западно-Сибирскому краю Сергей Миронов, вернувшись из Москвы, 25 июля 1937 года провел оперативное совещание начальников оперпунктов, оперсекторов, ГО и РО УНКВД по ЗСК СССР и объяснил им детали операции. Первым делом следовало брать весь "актив контрреволюции".
"Лимит для первой операции 11 000 человек, то есть вы должны посадить 28 июля 11 000 человек. Ну, посадите 12 000, можно и 13 000 и даже 15 000, я даже вас не оговариваю этим количеством. Можно даже посадить по первой категории 20 000 человек".
"Найти место, где будут приводиться приговоры, и место, где закапывать трупы. Если это будет в лесу, нужно чтобы заранее был срезан дерн и этим дерном покрыть это место. Всех заведующих кладбищами, если это контрики, прямо арестуйте. Когда на кладбище будет свой человек, вы себе развяжете руки. Я не представляю ни одного заведующего кладбищем, которого нельзя было бы посадить".
Такие инструкции звучали в июле 1937 года на оперативном совещании руководства НКВД в Западной Сибири перед началом Большого террора. Через 42 года, весной 1979-го, паводок размыл берег Оби. Стали появляться мумифицированные тела тысяч людей, убитых в тюрьме НКВД и тайно здесь захороненных. Район был оцеплен войсками КГБ и огорожен забором. К трупам привязывали железный лом и топили в реке. В сентябре 2017-го Денис Карагодин опубликовал стенограмму совещания НКВД и имена палачей, убивавших людей.
Читайте о том, как сложились судьбы чекистов-палачей, участников совещания 1937-го года.
Підписатися на RSS