bytebuster: (Default)
...Вона блює і співає ([personal profile] bytebuster) wrote2016-04-25 07:46 pm

Про К'ирим

 Lyudmila Kachur:
Азов - с крымскотатарского место плохой рыбалки.
Балаклава - садок для рыб.
Казантип - дно котла.
Керчь - видоизмененное Герчь периода Крымского царства.
Коктебель - край голубых вершин.
Сиваш - грязь.
Тайган - борзая собака.
Тарханкут - свободный угол.
Тузла - от "тузлу", соленый.
Чокрак - источник.
Чонгар - название части тюркского рода.
Яйла - летнее пастбище.
Бабушка никогда не называла прикерченские села послевоенными переназваниями. Эльтиген, Баксы, Ташлы Яр, Палапан, Яныш Такил не превратились для нее в Героевку, Бондаренково, Зеленый Яр, Белинское и Заветное. Как и Мариенталь не стал Горностаевкой.
Я видела, как они возвращались. Крымскотатарский народ начал просачиваться в 80-е, когда гэбуху можно было обмануть. Они записывали своим детям в паспорта национальность "узбек", "казах", "калмык" - и присылали детей учиться в крымские учебные заведения. В села разрешили при Брежневе брать специалистов. Врачей и учителей, механиков. Тоненькие струйки после развала СССР превратились в реку, брошенные деревенские дома родителей крымчан-горожан в первом поколении пошли, как горячие пирожки.
По работе в этот период я как-то общалась с немолодой крымскотатарской женщиной, возраста - когда родители уже стары, а дети уже взрослые, но не самостоятельны. Она работала врачом керченской СЭС, ее семья - родители и 2-е детей - жили в крошечном домике в Заветном. Пенсии родители не получали, потому как Узбекистан не слал документов, она была единственным кормильцем семьи.
Они тогда не очень понимали, зачем старейшины гнали их с обжитых мест на родину. Почему нужно было за бесценок продавать хорошие дома и покупать развалюхи в Крыму. Оставшиеся в постсоветской Средней Азии поймут, но будет поздно.
Помню молодую образованную крымскотатарскую женщину, которая рассказывала об утрате нею родного языка - бабушка говорила и писала, родители говорили, она - понимает, но не говорит. О том, что она хочет, чтоб ее дети говорили и писали на родном языке.
Они столько сделали для Крыма за 23 года. Для возрождения истории и культуры. Просто - для возрождения крымского, в частности, прикерченского села. Которое безвозвратно вымирало к концу 70-х.
Сейчас они под прессом. Не согласовали поставки воды по каналу - чтоб лишить их экономической независимости, сельское хозяйство в степном Крыму кормило крымскотатарские семьи. Обыски, отъемы собственности, пропадающие мальчики - все это давление на них, неявное. Сейчас лишили языка. Демонстративно.
Вернусь к началу поста: братья, вы с Крымом навечно. Марионетки и оккупанты приходят и уходят, а Крым - ваш.